Петродворец (Петергоф)

Большой каскад

Страница: 12345678
Большой каскад
Длинные полосатые выступы – гермы, увенчанные масками мифологического бога торговли Гермеса, служат аллегорическим изображением процветания торговли, открытия водных торговых путей России в Западную Европу. 
Центральная площадка каскада перед гротом украшена оригинальным фонтаном «Корзинка»: 28 прозрачных струй, переплетаясь, образуют силуэт большой корзины, внутри которой бьют 11 вертикальных струй, напоминающих букет цветов. На языке аллегорий XVIII века корзина с плодами или цветами обозначала богатство, изобилие. 
Становится ясным, что и этот изящный, неповторимый по художественному своеобразию фонтан оказался на месте (хотя он и был сооружен уже в XIX веке). Обильные воды фонтанной корзины по трем широким ступеням и пологому сливу также спускаются в ковш. На противоположных площадках центральных сливных уступов находятся две устремленные друг к другу фигуры гладиаторов. В их руках – потухшие факелы и побежденные змеи, из пастей которых бьют сильные струи, почти скрещивающиеся у вершины ковша. 
Потухший факел и змея – символ победоносного завершения битвы с врагом. На угловых выступах основания каскада расположены две лягушки, как бы дразнящие одна другую струями воды. Оформление этих двух фонтанов также аллегорично. В греческой мифологии существовало предание о том, как богиня Латона, мать Аполлона и Афродиты, должна была долго скитаться, преследуемая гневом ревнивой супруги Зевса – Геры. 
И вот однажды она зашла в ликийское селение, чтобы утолить свою жажду. Но самонадеянные ликийцы решили посмеяться над Латоной и замутили воду источника. Разгневанная богиня превратила их в лягушек. Этот миф современники Петра I связывали с Северной войной: под ликийцами, превращенными в лягушек, они подразумевали «прегордых» шведов, которые кичились непобедимостью своего оружия, но были посрамлены. 
Две боковые семиступенчатые водопадные лестницы образуют основу каскада. Они начинаются от верхнего грота и заканчиваются на уровне площадки нижнего грота. Водные потоки этих каскадов сначала образуются лишь струями из двух маскаронов, прикрепленных к стенке верхнего грота. Это маскароны Нептуна и Вакха. На каждой ступени с обеих сторон поднимаются вертикальные плотные струи фонтанов, образующие по сторонам лестниц прозрачные водяные завесы. Струи воды бьют на разную высоту. 
Эффект заключается в том, что по мере понижения лестницы высота каждой пары фонтанов увеличивается до горизонта самой верхней, а поток воды с каждой ступени все усиливается. Фигурные ступени в середине имеют волнообразный выступ, что придает потоку воды эффектные оттенки. На вертикальных плоскостях уступов водопадных лестниц помещены позолоченные подставки – кронштейны, а между ними орнаменты из листьев и барельефы: на зеленовато-бирюзовом фоне выпуклые золоченые фигуры, раскрывающие ту или иную аллегорию. 
В большинстве своем они опять-таки выражают мысль о могуществе России, об освобождении прибалтийских земель от шведов. Так, поэтический миф о Фаэтоне – сыне бога Солнца – послужил сатирой на шведского короля и его войско, потерпевшее поражение под Полтавой (барельеф на западной лестнице). Дерзкий, легкомысленный юноша Фаэтон упросил своего отца дать ему на один день управление огненной колесницей. 
Разработчик:Территория SlavSSoft