Регулярные парки - Большой каскад

Самое грандиозное фонтанное сооружение Нижнего парка –

Большой каскад

. Он расположен на склоне средней террасы, по центральной оси дворца, и занимает площадь свыше 3 тысяч квадратных метров. Его декорация насыщена, кажется, до предела. 
Однако каждая на первый взгляд незначительная деталь этого убранства служит созданию единого прекрасного и величественного ансамбля. Перед посетителем предстает великолепная картина и с террасы Большого дворца, и со стороны моря: буйное ликование водяных струй и потоков, мощная стрела «Самсона», окутывающая ковш облаком брызг… 
Cверкание золота статуй, спокойная строгая линия канала… Все это придает неповторимую торжественность развертывающейся панораме. Большой каскад состоит из трех основных частей: верхнего грота, двух боковых семиступенчатых водопадных лестниц и нижнего грота между ними. Снизу он замыкается ковшом, который, словно гигантская чаша, наполняется водами фонтанов. Широкое использование аллегории (иносказания) характерно для искусства XVIII века. 
Так, при установке статуй в Летнем саду в Петербурге Петр I говорил: «Я желаю, чтобы те, кои будут приходить в сей сад, могли в оном при удовольствии своем найти некоторое поучительное наставление». Такое «поучительное наставление» содержится во всей композиции каскада и, прежде всего, в скульптурной группе «Самсон, разрывающий пасть льва». В чем же оно заключается? 
Решающей битвой в Северной войне явилась, как известно, знаменитая Полтавская баталия 27 июня 1709 года, в которой русские войска наголову разбили шведов. Победа русских войск под Полтавой имела большое политическое и военное значение. Результаты ее сказались на всем ходе русско-шведской войны. Разгром шведской армии произвел огромное впечатление в странах Западной Европы. Этому выдающемуся событию были посвящены многочисленные описания, гравюры, рисунки, картины и произведения скульптуры. 
Безусловно, в оформлении Большого каскада, посвященного победе России над Швецией в Северной войне, должно было найти отражение это событие. Петр I решил изобразить победу своих войск под Полтавой в виде аллегорической фигуры древнегреческого богатыря Геркулеса, «который дерется с гадом семиглавым, называемым гидрою». Такую группу предполагалось поставить наверху Большого каскада. Но осуществить свой замысел Петр I не успел. Скульптурная группа с гигантским фонтаном 
была поставлена уже после смерти царя, в 1735 году, причем Геркулеса заменили скульптурной группой «Самсон», отлитой по модели Карла Растрелли. Сюжет для такой группы был выбран не случайно. Полтавская битва совпала с отмечавшимся православной церковью днем святого Сампсония, который считался покровителем русских войск. После Полтавской победы во имя этого святого в городах России, в том числе в Петербурге и Кронштадте, строили церкви, часовни и соборы. 
Но тщедушный «святой Сампсоний», каким его представляли иконописцы, не мог олицетворять в искусстве богатырскую силу русского войска. Тогда художники и скульпторы, используя мотивы известного библейского сказания о Самсоне, победившем царя зверей – льва, создали обобщающий образ богатыря. Однако не библейское сказание имели в виду художники в данном случае, а великие победы России над врагом. 
Аллегория была понятна всем, тем более что и Петра I еще при его жизни изображали на гравюрах не иначе, как «Самсона Российского, рыкающего льва свейского (шведского) преславно растерзавшего». Самсон стал олицетворением неколебимой мощи Русского государства, а поверженный лев – символом побежденной Швеции. 
Надо сказать, что сюжет борьбы «Самсона со львом» (лев изображался на гербе Швеции) был очень популярен в России. В середине XVIII века такая группа была повторена неизвестным скульптором и украшала до 1908 года фонтан на Подоле в Киеве. 
Строительство фонтана велось там при участии мастеров Петергофа. …Итак, перед нами – центральный водомет Большого каскада – «Самсон, разрывающий пасть льва». Гигантская фигура Самсона, покоящаяся на массивном пьедестале из груды замшелых камней, ярко выделяется среди водяного царства. В этой фигуре выражено огромное внутреннее напряжение и вместе с тем уверенность в своих силах. 
Лев в злобной ярости впился в бедро гиганта когтями, но исход борьбы ясен. Самсон могучим усилием разрывает пасть льва, из которой взвивается кверху двадцатиметровый столб воды. Каждый фрагмент композиции фонтана тщательно продуман и подчинен общей идее. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся у ног победителя. Их водометы образуют серебристый венок, в центре которого сверкает золоченая фигура Самсона. 
Из полуциркульных ниш пьедестала смотрят четыре льва, из пастей которых льется вода в бассейн. Это – четыре стороны света, удивленные славной победой Самсона. С высоты верхнего грота, отделенного от дворцовой террасы балюстрадой, в сторону «Самсона» направлены две мощные струи: то повелители волн – морские чудовища тритоны, словно приветствуя героя-богатыря, трубят в витые раковины. 
Во время пуска фонтанов «Тритоны» начинают бить только в тот момент, когда струя из пасти поверженного льва достигает самой высокой точки. Такая зависимость водометов усиливает смысловую подчиненность их аллегорических скульптурных украшений. Покровительницы мореплавателей – наяды с мальчиками-тритонами, сказочные девы – морские сирены с огромными дельфинами – расположены на поребрике ковша у ног Самсона. 
Они трубят в раковины славу победителю. Все эти фонтаны и скульптурные группы обозначают морскую стихию и ее обитателей. На выступающих из воды туфовых полуостровках, что находятся по обеим сторонам у основания каскада, помещены скульптурные изображения рек Волхова – величественного старца с веслом и Невы – молодой женщины, держащей змею. Потоки воды падают из-под туфовых пьедесталов и соединяются в ковше. 
Это символическое выражение выдающегося события петровской поры – строительства Ладожского канала, соединившего реки Волхов и Неву и связавшего центральную Россию с морскими путями. На нижней, поднятой, стенке каскада, облицованной туфом, между «Невой» и «Волховом» установлены 18 герм – своеобразных украшений, ведущих свое начало от дорожных столбов Древней Греции. 
Длинные полосатые выступы – гермы, увенчанные масками мифологического бога торговли Гермеса, служат аллегорическим изображением процветания торговли, открытия водных торговых путей России в Западную Европу. 
Центральная площадка каскада перед гротом украшена оригинальным фонтаном «Корзинка»: 28 прозрачных струй, переплетаясь, образуют силуэт большой корзины, внутри которой бьют 11 вертикальных струй, напоминающих букет цветов. На языке аллегорий XVIII века корзина с плодами или цветами обозначала богатство, изобилие. 
Становится ясным, что и этот изящный, неповторимый по художественному своеобразию фонтан оказался на месте (хотя он и был сооружен уже в XIX веке). Обильные воды фонтанной корзины по трем широким ступеням и пологому сливу также спускаются в ковш. На противоположных площадках центральных сливных уступов находятся две устремленные друг к другу фигуры гладиаторов. В их руках – потухшие факелы и побежденные змеи, из пастей которых бьют сильные струи, почти скрещивающиеся у вершины ковша. 
Потухший факел и змея – символ победоносного завершения битвы с врагом. На угловых выступах основания каскада расположены две лягушки, как бы дразнящие одна другую струями воды. Оформление этих двух фонтанов также аллегорично. В греческой мифологии существовало предание о том, как богиня Латона, мать Аполлона и Афродиты, должна была долго скитаться, преследуемая гневом ревнивой супруги Зевса – Геры. 
И вот однажды она зашла в ликийское селение, чтобы утолить свою жажду. Но самонадеянные ликийцы решили посмеяться над Латоной и замутили воду источника. Разгневанная богиня превратила их в лягушек. Этот миф современники Петра I связывали с Северной войной: под ликийцами, превращенными в лягушек, они подразумевали «прегордых» шведов, которые кичились непобедимостью своего оружия, но были посрамлены. 
Две боковые семиступенчатые водопадные лестницы образуют основу каскада. Они начинаются от верхнего грота и заканчиваются на уровне площадки нижнего грота. Водные потоки этих каскадов сначала образуются лишь струями из двух маскаронов, прикрепленных к стенке верхнего грота. Это маскароны Нептуна и Вакха. На каждой ступени с обеих сторон поднимаются вертикальные плотные струи фонтанов, образующие по сторонам лестниц прозрачные водяные завесы. Струи воды бьют на разную высоту. 
Эффект заключается в том, что по мере понижения лестницы высота каждой пары фонтанов увеличивается до горизонта самой верхней, а поток воды с каждой ступени все усиливается. Фигурные ступени в середине имеют волнообразный выступ, что придает потоку воды эффектные оттенки. На вертикальных плоскостях уступов водопадных лестниц помещены позолоченные подставки – кронштейны, а между ними орнаменты из листьев и барельефы: на зеленовато-бирюзовом фоне выпуклые золоченые фигуры, раскрывающие ту или иную аллегорию. 
В большинстве своем они опять-таки выражают мысль о могуществе России, об освобождении прибалтийских земель от шведов. Так, поэтический миф о Фаэтоне – сыне бога Солнца – послужил сатирой на шведского короля и его войско, потерпевшее поражение под Полтавой (барельеф на западной лестнице). Дерзкий, легкомысленный юноша Фаэтон упросил своего отца дать ему на один день управление огненной колесницей. 
Но он не сумел справиться с конями: колесница слишком приблизилась к земле, и там началась страшная засуха и пожары. Разгневанный Зевс поразил Фаэтона молнией… Смысл этого мифа раскрывается в словах самого Петра I. 
О разгроме самонадеянных шведов в Полтавской битве он писал: «…единым словом сказать, вся неприятельская армия фаэтонов конец восприяла». На восточной лестнице на одном из барельефов изображен кентавр Несс (получеловек-полулошадь), который несет на своей спине жену прославленного героя Геракла – Деяниру. 
Геракл стреляет в Несса из лука и освобождает похищенную супругу. Этот миф, как и «Похищение Прозерпины Плутоном» (изображен на той же лестнице), аллегорически выражает освобождение Петром I прибалтийских земель, «похищенных» шведами. Двадцать девять барельефов на сюжеты античной мифологии являются замечательными произведениями русского изобразительного искусства XVIII века. 
Во время действия фонтанов барельефы видны только сквозь водную пелену, ниспадающую по ступеням. Это создает иллюзию сказочного подводного мира и усиливает художественную выразительность прекрасных миниатюр. По обеим сторонам лестничных маршей предстают фигуры мифологических богов, богинь, героев. Они стоят на гранитных пьедесталах, расположенных на боковых стенках лестниц. В серебристых колеблющихся струях фонтанов трепетно мерцает золото изваяний, придавая неповторимую красоту общей картине. 
Они не только подчеркивают пышность и великолепие Большого каскада, но и участвуют в раскрытии идейно-художественного замысла всего ансамбля. По левой стороне восточной лестницы (сверху вниз) изображены Персей, Церера, Фавн Флорентийский, Юпитер, Амазонка. У подножия лестницы, ведущей на верхнюю террасу, расположены статуи Вакха с Сатиром и Мелеагра Бельведерского. Персей – прославленный герой древнегреческих сказаний. 
Один из его многочисленных подвигов заключался в том, что он победил медузу Горгону, взгляд которой обращал все живое в камень. Возвращаясь из царства Горгоны, Персей увидел прикованную к скале Андромеду, обреченную на съедение морскому чудовищу. Он убил чудовище, и спасенная Андромеда стала его женой… Мужественный, непреклонный Персеи обнажил готовый к битве меч, в другой руке он держит голову медузы Горгоны, лицо которой имеет портретное сходство с лицом Карла XII. 
Образ Персея и его подвиг олицетворялись в XVIII веке с самим Петром I и его победами. «Персей» выполнен известным русским скульптором Ф. Щедриным. Ниже Персея – статуя богини плодородия и земледелия Цереры, олицетворявшая процветание Русского государства. Вслед за ней расположен Фавн Флорентийский – один из многочисленных богов древних римлян, покровитель лесов и полей. Его динамичная фигура показана в сложном движении, словно он спешит на шумный праздник вод каскада. 
У подножия восточной лестницы – статуя Юпитера, выполненная Ж. Рашеттом. Юпитер – глава богов у древних римлян, творец Вселенной, повелитель всех тайных сил природы. Мифологический образ Юпитера (Зевса) воспринимался в русском искусстве как аллегория могущества власти того или иного императора. Копия с античной скульптуры Амазонки, установленная рядом с Юпитером, напоминала о смелости и непобедимости русского войска, подобного войску мужественных амазонок – мифологических женщин-воительниц. 
Статуя Мелеагра Бельведерского также символична. «Мелеагр» не только изображение древнегреческого героя, убившего чудовищного вепря, но и прославление ратного подвига героев России. Рядом с ним – статуя великого жизнелюбца, бога вина и веселья Вакха (вместе с верным спутником лесным божком Сатиром), олицетворявшая радость и счастье земной жизни. 
С правой стороны восточной лестницы Большого каскада расположены (сверху вниз) изваяния Пандоры, Фавна, Венеры (богини любви, красоты, покровительницы мореходов), Флоры (богини весны, приносящей цветение земле). 
Особенным изяществом и одухотворенностью привлекает статуя Пандоры. «Всеодаренная» – так называли эту женщину древние греки. Пандору сотворил бог-кузнец Гефест по повелению Зевса, чтобы наказать людей за обладание огнем, который был похищен для них Прометеем у богов. Гефест вылепил Пандору из земли и воды. Богиня красоты Афродита одарила ее неземной красотой, Гермес – коварством и хитростью, Афина (богиня мудрости) – прекрасными одеждами. 
Зевс отдал ее замуж за брата Прометея и в качестве свадебного дара дал им сосуд, в котором были заключены все беды людские. Искушенная любопытством, Пандора открыла сосуд и выпустила на волю все бедствия, прихлопнув крышкой только одну надежду, которая осталась в сосуде. Фигура Пандоры изваяна замечательным русским скульптором XVIII века Ф. Шубиным. Прекрасный мастер психологического скульптурного портрета, Шубин сумел создать пленительный образ красивой молодой женщины, словно очарованной развернувшейся перед ее взором праздничной картиной. 
На этом празднике жизни она не решается открыть сосуд несчастий и бед. По-юношески целомудренная стройная фигура Акида возвышается наверху западной каскадной лестницы, с ее левой стороны. Как рассказывает миф, Акид полюбил морскую нимфу Галатею и был убит из ревности циклопом Полифеном. Кровь убитого Акида превратилась в реку. Достигнув моря, река Акид соединилась с возлюбленной Галатеей. Ниже размещены изображения Фавна, Венеры Медицейской и Ганимеда – прекрасного юноши, взятого на небо за красоту свою и ставшего виночерпием Зевса. 
По правую сторону западной лестницы расположены статуи, представляющие главным образом копии с античных оригиналов. Это Юнона – супруга Юпитера, повелительница туч, бури и молний; Галатея – морская нимфа, олицетворяющая спокойное море; Меркурий – вестник богов и покровитель торговли; Актеон – охотник; греческий метатель диска – Дискобол; Германик – римский полководец – и сказочно прекрасный юноша Антиной. 
Статуи двух последних украшают подножие западной парадной лестницы. Из всех этих скульптур наибольший интерес представляет изваяние Актеона, поражающее необыкновенно сильной иллюзией движения. У древнегреческого драматурга Еврипида сказание о мифологическом герое Актеоне передается так. Юноша Актеон похвалялся перед страстной охотницей, богиней красоты Артемидой, что он более искусный охотник, нежели она. 
Разгневанная Артемида превратила Актеона в оленя, и его растерзали собаки. Вот и бежит Актеон по ступеням каскада от ярости богини, но напрасно: на его голове уже появляются рога оленя. В начале XVIII столетия миф об Актеоне получил в России иной смысл: 
Актеон – это наказанный за самонадеянность и хвастовство король Швеции Карл XII, спасающийся бегством от преследования своих бывших союзников, перешедших после Полтавской битвы на сторону России. Аллегоричность скульптурного убранства характерна и для гротов Большого каскада. 
В нишах верхнего грота находятся четыре мраморных бюста, обозначающих времена года. В арках нижнего грота стоят пять бронзовых золоченых статуй: бог лесов Пан с пастухом Олимпием, Венера Каллипига, Фавн Барберини, Фавн Капитолийский и бог любви Амур со своей возлюбленной Психеей. Эти статуи установлены на каскаде в 1860 году и являются копиями с античных оригиналов разных эпох. 
Талантливые архитекторы, скульпторы, художники, работавшие над оформлением Большого каскада, создали неповторимый художественный ансамбль, являющийся непревзойденным памятником садово-паркового искусства прошлого. Строительство каскада велось в 1715-1723 годах. В его сооружении приняли участие ведущие архитекторы А. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов. Первоначально скульптурное убранство сделали по рисункам А. Леблона и И. Браунштейна в Петербурге и частично за границей, Стены гротов и каскада облицевали туфом и устричными раковинами. 
Изготовленная из свинца скульптура к концу XVIII века пришла в негодность. Возникла необходимость ее замены. В 1799 году Академия художеств направила в Петергоф скульпторов М. Козловского, И. Мартоса и Ф. Гордеева «для осмотру статуй, дабы в точности узнать, возможно ли будет снять с них слепки». После осмотра оказалось, что «оные столь попорчены и помяты, что невозможно снять с них слепки для сделания форм к отлитию из бронзы». 
Кроме того, стоявшие на каскаде статуи были различной высоты, а это нарушало симметрию в оформлении. К замене убранства каскада были привлечены лучшие скульпторы России того времени: Ф. Шубин, Ф. Щедрин, Ж. Рашетт, ЗА. Мартос, Ф. Гордеев, И. Прокофьев. Часть статуй отлили по сохранившимся в Академии художеств моделям, а недостающие сделали вновь. Их отливка производилась в академической литейной мастерской В. Екимовым и Э. Гастклу. Ф. Щедрин сделал «Неву», сирен и героического «Персея». 
И. Прокофьев – автор «Волхова» и «Тритонов». «Актеон» был выполнен И. Мартосом, «Пандора» – Ф. Шубиным. По рисункам А. Воронихина изготовили модели ваз, украшающих каскад. Выдающийся русский скульптор М. Козловский взялся за создание скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва». Сохраняя основы прежней композиции, он, по существу, исполнил свое, оригинальное произведение. 
В отличие от К. Растрелли Козловский изобразил Самсоне: без плаща, совершенно обнаженным, что дало ему возможность создать классически выразительный силуэт статуи. По проекту А. Воронихина для «Самсона» выложили новый пьедестал из гранитных глыб, на который в 1802 году установили бронзовую группу «Самсон». Свинцовые дельфины были сохранены прежними. В полуциркульные своды пьедестала Воронихин поместил четыре бронзовые головы львов, отлитые по модели М. Думнина. 
Замена статуй, начатая в 1800 году, закончилась к лету 1806 года. Все фигуры были позолочены, что придало каскаду еще более праздничный вид. Изготовленные талантливыми скульпторами новые статуи, украшающие и поныне Большой каскад, относятся к числу высших достижений русской пластики начала XIX века. 
Большой каскад со времени своей постройки неоднократно подвергался капитальному ремонту. Наиболее крупный из них был в 1860-1862 годах, когда архитектор Н. Бенуа заново переложил сливные ступени, своды и стены гротов. 
Он так же, выровнял высоту струй на каскадных лестницах, оформил фонтан «Корзинка» и установил пять бронзовых статуй в Большом гроте. Однако во время работ снятая с фасада туфовая облицовка не была возобновлена, и каскад частично потерял свой первоначальный облик. Значительная реставрация каскада была произведена в 1928 году, скульптурное же убранство осталось без изменений и сохранялось до 1941 года. 
Разрушенный, немецко-фашистскими захватчиками Большой каскад после освобождения Петергофа представлял из себя хаос обломков. На месте Верхнего грота зиял огромный провал взорванной террасы. К июню 1946 года была закончена расчистка площадки каскада. Рабочие выбрали вручную около 900 кубометров грунта и различных обломков. Только после этого приступили к кладке сводов, стен, ступеней лестниц, к монтажу водовода. Гранильщики В. М. Самарин, Г. И. Лидии, Д. В. Ильин, 3. Е. Корольков сделали гранитные пьедесталы, поребрики каскада, восстановили мраморную балюстраду верхней площадки Большого грота. 
Общий проект реставрации каскада разработал коллектив архитектурной мастерской «Ленпроект» под руководством профессора А. А. Оля. В условиях первых послевоенных лет в стране остро ощущался недостаток цветных металлов. А без них воссоздание скульптуры и восстановление фонтанов было невозможным. Только для покрытия сливных ступеней, например, требовалось до тысячи листов свинца весом около 40 тонн. И все же наше правительство выделило достаточные денежные и материальные средства. 
Так, лишь в 1947 году было ассигновано около 7 миллионов рублей, а для золочения скульптуры выделено 2 килограмма 28 граммов 93 миллиграмма золота в листах. Одной из первоочередных задач при реставрации каскада являлось возрождение центральной аллегорической группы – «Самсон, разрывающий пасть льва» М. Козловского. Решить ее выпало на долю старейшего ленинградского скульптора профессора В. Л. Симонова. Изучив архивный материал и сохранившиеся фотоснимки, он приступил к лепке группы. Его незаменимым помощником стал скульптор Н. В. Михайлов. 
Сроки выполнения этой трудоемкой работы были очень сжаты, но скульпторы считали задание делом своей чести и закончили модель через четыре месяца. Отливку «Самсона» из бронзы сделали лучшие мастера завода «Ленмонументскульптура» инженер-механик Н. В. Зачулин, формовщики Н. А. Жуков и С. С. Степанов, чеканщик И. В. Васильев. 31 августа 1947 года статую доставили в Петродворец и установили на пьедестал. 14 сентября гости Нижнего парка вновь любовались мощным водометом, бьющим из пасти поверженного Самсоном льва. 
История не знает примеров возрождения подобных памятников искусства в такой короткий срок. О монументальности скульптурной группы «Самсон» показывают ее размеры и вес: высота статуи – 3 метра 29 сантиметров, вес – 5 тонн, на покрытие её поверхности – 35 квадратных метров – потребовалось 160 граммов сусального золота. В настоящее время вода к «Самсону» проведена самотечным трубопроводом из бассейна, расположенного почти в 3 километрах южнее Нижнего парка. По чугунной трубе диаметром 60 сантиметров вода поступает к насадке фонтана «Самсон», скрытой в пасти льва. 
Диаметр фонтанной насадки по отношению к трубе уменьшен почти в восемь раз. В результате стремительная струя воды, выбрасываемая фонтаном, может достигать двадцатиметровой высоты. На ожившем в 1946 году Большом каскаде еще не было остального скульптурного убранства, но его восстановление уже осуществлялось. В 1948-1950 годах скульптор Н. Дыдыкин создал группу «Тритоны», И. Крестовский – скульптуру «Волхов», В. Эллонен – «Неву», А. Гуниус – двух лягушек. 
В эти же годы были изготовлены кронштейны, гермы, маскароны, вазы. Одновременно группа скульпторов, руководимая главным художником Ленинградского отделения Художественного фонда И. И. Суворовым, осуществляла реставрацию всего рельефного убранства Большого каскада. Трудности при воссоздании свинцовых барельефов заключались не только в отсутствии четких снимков, но и в том, что сюжеты многих пластин не были расшифрованы, смысл их был непонятен современному зрителю. 
Поэтому особо важное значение имели в этом случае архивные сведения и старые инвентарные описания барельефов, на основании которых искусствовед М. А. Тихомирова расшифровала их сюжеты. Модели барельефов были выполнены мастерски: их лепка вполне соответствует стилю и приемам декоративной скульптуры XVIII века. Для полноты скульптурного убранства каскада необходимо было сделать еще два маскарона – бога морей Нептуна с косматой бородой и Вакха в лиственном венке. Из их широко раскрытых ртов вырывались струи воды, символизировавшие начало бурлящих потоков. 
Маскароны, выполненные в начале XVIII века скульптором К. Растрелли по рисункам архитектора М. Земцова, воссозданы теперь В. Н. Соколовым. В реставрации барельефов и маскаронов принимали участие шестнадцать скульпторов: В. Ф. Богатырев, С. Б. Велихова, А. В. Гущина, Г. С. Столбова, Е. Г. Захаров, М. Р. Габе и другие. В 1955 году на пьедестале фонтана «Самсон» было установлено последнее украшение – восемь резвящихся дельфинов. На этом закончилось воссоздание скульптурного и фонтанного убранства каскада. Вдохновенный труд советских реставраторов возвратил нашему народу неувядаемую красоту этого уникального произведения искусства. 
Разработчик:Территория SlavSSoft